Путешествуем по Индии и не только , вливаемся в удивительную местную действительность.Читайте рассказы о наших путешествиях и анонсы новых приключений. Присоединяйтесь к нашим группам !!! +7 908 800 29 61,+7 913 627 7625 (WhatsApp, Viber)

Рассказ о зимнем путешествии 2015, Махараштра, Гоа, Карнатака

Самостоятельное путешествие по Индии январь 2015.

Маршрут: Дели - Аурангабад - Мумбаи - Арамболь - Хампи - Майсор - Кочин - Мунар - Агра. 28 дней

25.12.2014 – 7.02.2015

Наше путешествие совпало с очередным витком экономического кризиса, курс рубля упал и фактически сравнялся с курсом индийской рупии. Моя группа воодушевлённых любителей Индии уменьшилась до двух человек, меня (Натальи) и Иры. Билеты до Дели куплены, рюкзак собран, увлекательное путешествие ждёт нас впереди.

25 декабря. Начало.
Выехали из Омска на автобусе поздно вечером, налегке без зимней одежды, надеясь на тёплую индийскую зиму.
с рюкзаком по Индии
Было тепло, шёл снег. На границе с Казахстаном немного постояли в очереди из машин и автобусов, в Павлодар прибыли рано утром. В поезде до Алма -Аты отсыпались перед  долгим путешествием по Индии.

27 декабря – Алма-Ата.

На ночлег остановились в недорогой гостинице(800 рублей с человека), расположенной  в центре города рядом с парком.
Прогулялись до площади Новой, стемнело, горы вокруг, красиво.
 Алма Ата - город яблок
Алма Ата - город яблок.
28 декабря Дели.
Утром самолёт в Дели. Час просидели в самолёте на аэродроме  в Алма – Ате.  Дели не принимал, туман, видимость ноль. В полёте любовались великими Гималаями за окном иллюминатора.  Приземлились в Дели в плотном тумане из дыма и выхлопных газов.
Мейн  базар, зима
Пахаргандж,  Мейн Базар
Я нашла номер на двоих в отеле за 1000 рупий, там было холодно и сыро, хотя ремонт был сделан приличный, но под подвесным потолком бегали не то крысы, не то голуби, стена фасада была прозрачная, с видом на трущёбы.

Люди  жгли  костры из деревянных ящиков, покрышек и всяких отходов, грелись, повязав голову шарфиками.

Остановились  в районе всех бекпекеров - Пахаргандже на улице Мейн базар.
отель в Пахаргандже

В кафе Катманду, познакомились с женщинами, живущими в ашраме у Саи бабы в Путтарпати. Они путешествовали  по Индии в одиночку, были такие благостные.
кафе Катманду
Очень вкусные момо(непальские манты) готовят в этом кафе.
вид из кафе Катманду на Мейн базар

Дели, Мейн базар, уличная еда.
Дели, ворота Индии
Вечером в темноте на моторикше за 500 рупий на двоих, съездили посмотреть на храм богини Лакшми Нараяны, потом доехали до ворот Индии, приняли участие в народном гулянии, съездили на Канаут плейс – площадь с брендовыми магазинами и европейскими ресторанами , после на метро вернулись домой в свой холодный и сырой почти люксовый номер.

Ночью был туман, похолодало, всего +5 градусов С на улице. Отопление отсутствовало, в окнах были щели. Простыню, наволочку и маленький плед из Икеи привезли с собой.
Как мне рассказали местные жители, холодно в Дели бывает только 2 недели в году, поэтому утеплением жилья никто здесь не заморачивается.

суровая индийская зима

29 декабря  Дели – Аурангабад – штат Махараштра.

Утром мы пробежались по Мейн базару, купили по кофточке, тут же у дороги в компании двух собак одетых в пальто съели по самосе (самоса - пирожок с картошкой, горохом и перцем чили) с массала чаем (чай с молоком и специями) и отправились в аэропорт, от куда после двухчасовой задержки в аэропорту, улетели в Аурангабад.
завтрак у дороги
Аурангабад, индийская свадьба.
Приземлились уже в темноте, город показался мрачным, с серыми бетонными строениями, отель " Классик" был забронирован заранее, оказался очень неплохим чистым, со свежими простынями. За окном шумел праздник, богатые индийцы гуляли. Это была свадьба, нарядные трубачи трубили, все радовались, танцевали. На завтра у нас была запланирована поездка к прекрасным пещерным храмам Аджанты.
Аурангабад
Аурангабад – штат Махараштра -  важный туристический центр, через который проходят пути к объектам Всемирного наследия — пещерным храмовым комплексам Аджанта и Эллора.

30 января. Поездка к пещерным храмам Аджанты.
С городской автостанции выехали на местном автобусе. Ехали мимо кукурузных и хлопковых полей. Было сухо, видимо дождя не было уже давно. Ехали долго, 3 часа. По дороге я болтала с местным мужичком из деревни, показывала ему фото зимнего Байкала на планшете, он восхищённо ухал, женщины смеялись над ним. Я боялась проехать свою остановку, мне помогали, женщины, школьники. Каждый, выходивший  на своей остановке  помощник, передавал меня следующему.  Так мы и доехали до пещер, окружённые  всеобщим  дружелюбным  вниманием.

Возле пещер очень услужливый индиец активно предлагал услуги по охране обуви за 300 рупий. При входе в храмы её надо было оставлять у входа, но я обычно беру её с собой в рюкзачке.
Предлагали так же занести меня на носилках со стулом, напоминающем трон,  к пещерам за 1000 рупий. Мне показалось, что это ещё опаснее, чем по горам на лошади скакать. Носильщики перемещались бегом по крутым ступеням вверх и вниз.
на троне к пещерным храмам
Пещеры Аджанты были созданы во 2-ом столетии до н.э из утеса в форме подковы вдоль Реки Вагора. Они использовались буддистскими монахами как молитвенные залы и монастыри в течение приблизительно девяти столетий, после чего неожиданно были брошены. Пещеры ушли в забвение, пока они не были открыты вновь в 1819 году.
Пещер было много.  Всего 29 пещерных буддистских храмов, многие из которых берут свое начало со 2-ого столетия до н.э., располагались на разных уровнях скалы.

29 пещерных храмов Аджанты
В некоторых пещерах хорошо сохранились картины и росписи, которые рассказывали  о многочисленных народах, населявших Индию, о важных моментах ее истории. Люди, боги, цветы, животные, изображены, так, как их представляли древние  художники-буддийские монахи.
В каждой из буддийских пещер, в конце была ниша с сидящим Буддой
                                                  буддийский пещерный храм
Будда со своими учениками, когда то останавливался в этом ущелье.
Представляю, как он сидел на галечном пляже,у зелёного озера, смотрел на водопад и медитировал.
озеро с водопадом в ущелье Аджанты
Сейчас ущелье Аджанты тоже прекрасно, только мёртвая лиса неподалёку в камнях у берега портит воздух.

в ущелье Аджанты
Белых туристов сегодня в Аджанте почти не было, мы были в центе всеобщего внимания, поучаствовали в семейных фото сессиях.
Аджанта. семейный портрет
Мы пробыли здесь почти до 6 вечера и уехали на попутной машине за 200 рупий с человека, после отчаянного торга, с водителем, скооперировавшись с компанией  испанцев и англичанином.

Ночью в засушливой  Махараштре начался настоящий тропический  ливень.  Это уже стало традицией,  где я, там дождь!!!

31 декабря. Поездка в Эллору, Новый год.

Пещерные храмы Эллоры были созданы в 6-11 веках нашей эры, сюда перебрались монахи, покинувшие Аджанту.
Пещеры Эллоры были гораздо ближе к Аурангабаду, за час доехали на местном автобусе. Было жарко, пещер много, тут были буддийские, индуистские и джайнийские пещерные храмы.
Эллора, пещерные храмы
         Самый грандиозный храм Кайласа(Кайласанатха) ,полностью высеченный из скалы, 7000 рабочих высекали его в течении 150 лет. Кайласанатха возвышается над всеми остальными храмами, и символизирует священную для многих религий одну из гималайских вершин — Кайлас, которая считается духовным центром всего мироздания.

Мы поднялись на скалу, чтобы посмотреть на храм Кайласа сверху.
                                                                           Храм Кайласа

Именно на этой горе восседал верховный бог в индуизме — Шива, поэтому Кайласанатха посвящен именно ему.
Здесь есть множество статуй божества, изображений из индийской мифологии высеченных в камне

В Аурангабад вернулись к вечеру, закупились фруктами и овощами в недорогой лавке у вокзала, я сделала салатик, намазала бутерброды с красной икрой, привезённой из дома, нарезали папайю, скромненько встретили наступление 2015 года.
Новогодний праздничный ужин
За окном гремела музыка, диджеи из Калькутты приехали. Молодёжь, дети, женщины в сари танцевали, как в индийских фильмах. Часы пробили 12, диджеи свернули своё оборудование, скатали ковровое покрытие сцену быстро демонтировали, праздник был окончен.
Европейский новый год встречают в Индии не очень пафосно, не то, что свой индийский в марте  весело обсыпая всех цветными красками - весенний холли!!!

1 января. Дорога в Мумбаи.
Утром выселились из номера, вечером у нас был поезд в Мумбаи.
Ира простудилась в автобусе по дороге в Эллору и осталась сидеть в холле отеля, а я взяла рикшу за 500 рупий и объехала весь Аурангабд и его окрестности. Побывала в пещерных храмах  Аурангабада. С горы был прекрасный вид на город.
Аурангабад
в пещерах Аурангабада
Посмотрела на Бибику Макбара - мини Тадж Махал, такой же как оригинал, только по меньше и отделка по проще. Биби-Ка-Макбара - мавзолей, построенный между 1651 и 1661 годами падишахом империи Великих Моголов Аурангзебом в память своей супруги Рабии уд-Дуррани.
Бибика Макбара - мини Тадж Махал
Здесь меня атаковала толпа школьников, которых привели сюда на экскурсию. Каждый хотел пожать мне руку и поздравить меня с новым годом. Дети галдели. толкались и хотели, чтобы я их сфотографировала и увезла их фото в Россию. Фото сессия продолжалась, пока не пришёл их сердитый  учитель с рыжей бородой и, угрожая палкой, построил и всех увёл за собой.
класс мальчиков

класс девочек

мехенди на руках делают невестам
Поздно вечером сели на поезд и уехали в Мумбаи.
В Махараштре идёт дождь…

2 января Мумбаи-штат Махараштра.
Прибыли рано утром на знаменитый, похожий на дворец, вокзал королевы Виктории - Victoria Terminus  является объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, построенный англичанами в стиле арт-деко. Пешком добрались до отеля, расположенного в районе Форта,  маленького, в меру чистого и с горячей водой. Отель бронировали заранее, так как в праздничные дни в начале января свободные номера найти не просто.
жд вокзал  Victoria Terminus
В ожидании заселения, которое должно было быть в полдень, мы пешком прогулялись в Колабу до ворот Индии и вернулись в отель.
Мумбаи. Ворота Индии.
Ира всё ещё болела и осталась в отеле, а я отправилась гулять по туристическим районам Колабе и Форту, среди зданий в стиле Арт-деко, роскошных магазинов и кафе.
Мумбаи
Зашла в  Старбакс, выпила там кофе с куриным пирогом, к интернету там так и не подключилась, зато меня тщательно обыскала при входе вооружённая охрана.
I'm a tourist, I'm not a terrorist.
Старбакс в Мумбаи
После  погуляла вокруг синагоги, зашла в гламурный магазин с индийской одеждой, купила себе национальную рубашку из тонкого хлопка и шёлковый шарфик.
Венулась вечером, Ира весь день проспала.

3 января. Мумбаи.
Утром катались на катере по Аравийскому морю мимо ворот Индии и прекрасного отеля Тадж Махал,
отель Тадж Махал
гуляли по Колабе, сходили во дворец – музей принца Уэльского
музей принца Уэльского
пешком дошли до набережной Марина драйв. Сюда приходят погулять и полюбоваться закатом мумбайцы.

набережная Марина Драйв
Пешком дошли  до городского пляжа Чоупати бич. Он был очень грязный. Вместо чаек над морем летали стаи ворон. Много людей плескалось  в море, не снимая одежды.
пляж Чоупати бич , Мумбаи
пляж Чоупати бич, закат
На берегу стояли рыбацкие лодки, сушились сети, женщины готовили еду, босоногие дети бегали, ночевали здесь же под лодками.
рыбацкое поселение на пляже

дети улиц
Вдоль берега пешком дошли до парка Неру. Когда стемнело окончательно,  на городском автобусе через весь город, мы вернулись домой поздно вечером.

Прогулка получилась по местам, описанным в увлекательном романе австралийского писателя Грегори Девида «Шантарам». Мы вместе с Ирой тогда читали  этот роман, действие которого происходило в Мумбаи.

4 января поездка в Гоа.
Утром выселились из отеля, поздно вечером у нас был поезд  до станции Пернем (Гоа).
Утром у нас были гости. Наш омский путешественник  Витя оказался неподалёку, наши пути неожиданно пересеклись. Попили чаю с печеньками, он проводил нас на вокзал, где мы оставили вещи в камере хранения и поехали на восьмимичасовую экскурсию по городу.
Наталья, Витя. Ира
Оказались в автобусе с индийской группой и индийским гидом, который специально для нас, дублировал свой рассказ о городе на английском, язык я знаю не очень хорошо, но всё же основную информацию ему удавалось до меня донести.
 индийская экскурсия по Мумбаи
Проехались по ценру города, в музей принца Уэльского мы не пошли, так как были там вчера, посетили храм богини Лакшми,  висячие сады с кустами в виде животных и парк Неру с гигантским ботинком из какой то английской сказки.
Висячие сады
парк Неру
Ходили в научный интерактивный музей Неру для детей. В туалете в европейском унитазе в отверстии сидела мышь и грустно смотрела на меня. Индия, страна не пуганных  мышей))
После экскурсии нам показали  3 Д фильм, и мы поехали мимо старинного португальского района  Кочивади, в отдалёный район Бандра , там на пляже было ещё больше народа, чем на Чоупати бич, все галдели, купались в одежде, запускали воздушных змеев, покупали еду в многочисленных киосках.
пляж в Бандре. Мумбаи.
бандра
Я съела там несколько картошек с соусом, продавец угостил меня воздушной маленькой лепёшкой.
фудкорт в Бандре
Ехали обратно долго через пробки.
Мумбаи, пробки
Мумбаи  - огромный мегаполис. Сегодня был какой-то мусульманский праздник. В мусульманском районе возле мечети Хаджи Али распевал молитвы муэдзин, играла громкая музыка, мусульмане в белых одеждах на мотоциклах и, облепив легковые автомобили снаружи, с зелёными флагами и криками носились по городу.

Вечером ещё раз погуляли по набережной Колабы, посмотрели на красиво освещённые ворота Индии и пошли на вокзал. Поезд уже стоял на платформе, погрузились на свои верхние полки в вагоне АС3 класса и заснули.
5 января. Пернем – Арамболь - северный Гоа.
Утром поезд прибыл в Пернем.
Пернем – маленькая станция в Северном Гоа, самый удобный пункт, для того, чтобы добраться до побережья – столицы всех хиппи посёлка Арамболь.

Арамболь (Arambol) — самая крупная  прибрежная деревня на северном побережье Гоа. Этот курорт пользуется популярностью главным образом у «туристов-дикарей»: джанки, трансеры, фрики и хиппи. Днем тут запускают воздушных змеев, катаются на кайтах, вечерами — медитируют, занимаются йогой, тренируют fire-show.

Согласно легенде, в Арамболь приезжали сами великие Beatles для того, чтобы помедитировать под местным баньяном,  деревом, которое играет огромную роль в индуизме. Спутать баньян невозможно ни с одним другим растением. Удивительный внешний вид создается за счет дополнительных корней, растущих из ствола и веток и укорененных в земле.
Знаменитая британская психоделическая группа Shpongle тоже медитировала под этим бадьяном.
бадьян
Стоянка поезда была всего 2 минуты. На перроне меня чуть не придавил выпрыгнувший на ходу парень с рюкзаком. Он долго прощался с попутчиками в тамбуре, пришлось на ходу выпрыгивать. Парень оказался русским. Я предложила  ему совместно арендовать такси до Арамболя, но он с товарищами решил добраться туда пешком.  Для нас это было далековато,  и мы поехали туда на такси, заплатив 600 рупий за машину.
разноцветные домики
Ехали не очень долго, мимо полей и пальмовых рощ,  разноцветных домиков. На Гоа очень любят красить дома в весёлые сиреневые, жёлтые, голубые цвета.
Ну вот я и дома !!! Здравствуй Арамболь!!!
Арамболь,
Номер я нашла быстро в ближайшем отеле на скале у океана. Цены были вполне приемлемые – 800 рупий на двоих, за номер с горячей водой, балконом и великолепным видом.
отель на скале
вид из отеля
Спасибо экономическому кризису,  даундшифтеры  остались зимовать в Москве, что значительно понизило цены на жильё.
Под скалой у отеля было кафе с вайфаем, значит в номере у нас был интернет.

5,6,7,8,9  января Арамболь, пляж, океан.
В Арамболе  хронологическая последовательность событий была утеряна, все эти пять дней слились в один бесконечный счастливый день расслабления и ощущения нереальности окружающей действительности.
Засыпали и просыпались под шум волн, разбивающихся о скалы.
океан
В нашей части пляжа не было слышно громкой музыки Гоа-транса, которая не даёт заснуть всю ночь обитателям прибрежных отелей центральной части берега, все шумные ночные тусовки происходили в стороне от нас.
Мы посетили открытие фестиваля йоги в местном йога центре на берегу океана,
фестиваль тантра йоги
ходили на барабанные вечеринки на пляже, которые проходят каждый вечер на закате.
 В Арамболе есть традиция на закате всем вместе собираться на берегу океана.
Барабанщики отбивали  зажигательный ритм,  собирая толпу зрителей вокруг себя, кто то танцевал босиком, кто то играл на дудочке, жгли небольшие костерки, играли на гитаре. Любители свободы со всего мира собрались здесь. Умельцы ходили на ходулях, показывали всем файер-шоу.
барабанная вечеринка
Местные хиппи, живущие здесь подолгу, каждый вечер устраивают маленький рынок на песке, торгуют картинами, самодельными фенечками и, собственноручно приготовленными сладостями.
ночной рынок на пляже
Рыбаки вытягивают сети с вечерним уловом, который тут же отправляется в прибрежные рестораны.
рыбаки на пляже
Большого лобстера, приготовленного на гриле, можно заказать здесь, за 1000 рупий.
Если встать пораньше, то можно увидеть повсюду людей у кромки воды в разный замысловатых ассанах . Кто то занимается йогой или цигуном,  сёрферы тренируются на волнах у берега, пенсионеры играют во фрисби.
После завтрака банановыми блинчиками с кокосом, можно погрузиться в волны тёплого Индийского океана.
В Арамболе есть два пляжа, центральный и северный, что находится за скалами.
между пляжами
Северный пляж
В конце северного пляжа под самыми скалами обосновались нудисты.  На северном пляже, в пальмовой роще есть пресное озеро, образованное горным ручьём и подземными источниками. Его называют сладким ( sweet lake), наверное потому, оно  не солёное. Вода в нём тёплая, приятно поплавать в спокойной воде после океана.
сладкое озеро
Если идти по джунглям по тропинке вдоль ручья, можно дойти до того самого бадьяна, под которым медитировали  Битлз во время своего индийского путешествия. Сейчас там живёт местный баба и его ученики молодые шиваиты. Туристы приносят ему фрукты, кладут деньги под циновку, слушают умные советы, если достаточно хорошо владеют английским, или просто стучат на барабане, курят чилум.
по дороге к бадьяну
Мы с Ирой утром прогулялись к бадьяну, посидели у костра в компании русских ребят. Баба сварил нам кофе на костре. Как будто мы оказались в походе, где-нибудь в России,  только семья серых  обезьян - лангуров. неподалёку,  напоминала, что мы находимся в джунглях.
священный бадьян
лангур
Пять дней пролетели незаметно, 10 января утром на такси выехали в Мапсу - транспортный узел, откуда можно было уехать в другие районы Индии.
Мапса, дорога в Хампи
 На ночном слипербасе выехали  в Хампи – деревню,  расположенную посреди руин Виджаянагара — бывшей столицы Виджаянагарской империи.

Слипербас  - это большой междугородний автобус со спальными местами расположенными в 2 яруса.  Едешь и спишь, как в плацкартном вагоне.

Спать в этот раз пришлось не долго, моё место было в самом начале автобуса, сразу за водителем, один из них разбудил меня среди ночи, попросив освободить моё место и перелечь на следующую полку. Я выполнила его просьбу, но заснуть больше так и не смогла.  Из моего закрытого окна сквозь щели дул холодный ветер, так же в кабине окно было тоже открыто, водитель управлял автобусом, завернувшись в простыню. Я одела тёплую толстовку, обмоталась всеми тряпками, которые у меня были с собой, но это не помогало, мёрзли даже глаза.
Нигде мне так не приходилось мёрзнуть, как в Индии.

В Хампи прибыли на рассвете в часть посёлка, расположенную среди рисовых полей на правом берегу реки.   Ира тоже очень замёрзла, даже её одеяло не помогло, отогревались горячим массала чаем.
Хампи, рисовые поля

11, 12,13 января Хампи, штат Карнатака.

Хампи , руины
Виджаянагарская  империя — индуистская империя, занимавшая весь юг Индии за рекой Кришна с 1336 года до середины XVII века.
В XV—XVI вв. основным противником Виджаянагарской империи выступал Бахманидский султанат на западе Индии.  В 1565 году в битве при Таликоте  Виджаянагар потерпела  поражение, от которого не смогла  оправиться.
На месте столицы государства, которая также носила название Виджаянагар (что значит «город победы»), ныне стоит село Хампи.
Хампи., храм Вирупакши
В эти январские дни в Хампи каждый год проходит религиозный индуистский фестиваль. Приезжает много паломников  и свободных мест в гостиницах не много.
Я нашла свободную комнату в моём любимом гестхаусе  Равитеджа, с гамаком на веранде и видом на реку и храм Вирупакша.  Цены на жильё вполне умеренные, наша комната стоила 800 рупий за 2х человек, горячую воду можно было набрать из крана на улице.
Весь день 11 января посвятили самолечению чаем с имбирём и лимоном, ночной переезд в нашем слипербасе - "рефрижераторе" не прошёл бесследно. Я целый день расслаблялась в гамаке, любуясь видами и читая роман «Шантарам».
гамак
12 января переправились на лодке на другой берег реки,
переправа через реку
полазили по каменистым холмам, зашли в Храм Вирупакши, где мне пришлось отбиваться  от наглых макак резусов. Познакомились с местными детишками, которые катались с каменной отполированной горки на пластиковых бутылках

дети
каменная горка
Мусульманский мальчик лет десяти, после того, как я угостила его шоколадкой, подарил мне свой рисунок с тремя распятыми на крестах людьми на горе. Как он мне объяснил, это были Иисус Христос со своими друзьями.
Иисус с друзьями
Народа было много, все гуляли очень нарядные, покупали уличную еду, разноцветные статуэтки богов и всякие мелочи.
фестиваль в Хампи
У храма Вирупакши артисты разыгрывали сцены из Рамаяны, на асфальте устроили конкурс на лучший рисунок мандалы разноцветным мелом.
конкурс мандалы
Вечером,  в конце базарной улицы, среди древних руин был организован концерт,
концерт среди руин
но мы на него не успевали, так как последняя лодка на наш берег уходила в 7 вечера. Тот, кто не успевал,  мог переправиться на другой берег  только в большом плетёном тазике  за 200 рупий с человека.
переправа на лодке
13 января выселились из отеля, вещи заперли в сарайчике и отправились на другой берег, чтобы арендовать рикшу на экскурсию по отдалённым развалинам, дворцу Лотоса с конюшнями для слонов, подземному храму Шивы, храму Кришны, королевским баням и к храму Виталы с каменной колесницей, которая, говорят, могла когда то перемещаться.
колесница в Витала темпл
художники на пленере
храм кришны
Лотос махал, слоновьи конюшни
Вечером  после отчаянной торговли с водителем, уехали в Хоспет,  заплатив за это 300 рупий. Водитель был такой весёлый, что я ему отдала ещё 50 рупий сверх оговоренной цены. Чему он необычайно обрадовался.  Ожидая прибытия поезда, посидели за чаем в местной дхабе среди молодых бекпекеров с дредами, которые как дети радовались маленькой машинке, обнаруженной в купленном ими «киндер - сюрпризе».
Поезд пришёл почти вовремя, вагон у нас был приличного АС 3 класса, выспались хорошо.

14,15м января Майсур - штат Карнатака - город Махараджей.
Майсур - город в Индии, в штате Карнатака, является третьим по величине городом в штате Карнатака. Был столицей Майсурского княжества в течение почти шести столетий, с 1399 до 1947 года.
Заселились в отель в центральной части города и пошли искать дворец Махараджей, ради которого мы приехали в этот город.
По дороге зашли на очень колоритный Кинари базар, на котором торговали цветами, пряностями,  фруктами, тростниковым сахаром  и разными полезными вещами.
кинари базар
Мы там были единственными  европейцами, за нами сразу же увязался весёлый парень с бусами, ходил за нами повсюду, пригласил выпить чаю в лавке, где продавали местные духи, пришлось купить по флакончику  духов  из сандала на память о Майсуре, где их изготавливают.
цветочный базар
Дворец Махараджей оказался не далеко, он был роскошный, не так давно здесь жили махараджи. Внутреннее убранство сохранилось очень хорошо, я зашла  вовнутрь, а Ира осталась гулять по парку. Фотографировать внутри не разрешали, когда я сделала один снимок на планшет, ко мне тут же подошёл охранник и попросил удалить фото.
дворец махараджей
За дворцом были слоновьи конюшни, там можно было покататься на слоне.
дворцовые слоны
До вечера ещё оставалось немного времени,  и мы решили посетить местный зоопарк. Добирались до него на лошади в 2х колёсной арбе, получилось веселее и дешевле, чем на рикше.
лошадинная рикша
До отеля дошли пешком через весь город, по дороге скупая сладости в лавках.
Зоопарк был неожиданно огромным. Там были даже жирафы, территория была обширная, мы никак не могли оттуда выбраться.  Шли долго, таблички по дороге с надписью « до выхода осталось 4 км» не внушали оптимизма.
помадки из тростникового сахара
15 января выселились из отеля, вещи оставили на стойке регистрации и пошли гулять по городу, билеты на  поезд  были куплены на поздний вечер.
бутик
По дороге встретили заклинателя змей на автостоянке.
заклинатель змей.
Прогулялись по Кинари базару. Сегодня был праздник сельскохозяйственный, по городу ходило много священных коров, окрашенных в ярко жёлтый цвет.
Коровий холли!!!
праздник коровий

Вечером сели на поезд в Бангалор. Из окна вагона в поле я видела разноцветных овец.  Любят в Индии цветные праздники.

В Бангалоре у нас была пересадка на поезд  до Эрнакулама , на вокзале пробыли недолго, из достопримечательностей  видели только пару симпатичных трансвеститов в красивых сари. Эти ребята любят тусоваться на вокзалах, ходить по поездам и просить деньги. Индийцы неодобрительно на них смотрят, говорят про бед карму, но деньги им дают, очевидно, сглаза боятся.

16 января Ернакулам - Кочин , штат Керала.

форт Коччин
Коччи является центром торговли специями на протяжении столетий. Город был известен евреям, сирийцам, арабам и китайцам с древности.

Кочин — один из первых индийских городов, с которым познакомились европейцы, после открытия морского пути в эту страну Васко да Гама. Город расположен в штате Керала, на юге Индии. Удобная гавань и удачное расположение Кочина привлекали купцов, путешественников и колонизаторов голландских, португальских, английских.

В 1500 году португальский мореплаватель Кабрал основал здесь европейское поселение, первое в Индии. В 1502 году Васко да Гама обустроил первую в Индии торговую факторию (где он и умер в 1524 году), в 1503 году Албукерки построил в Кочине португальский форт.

Португальское владычество продолжалось до 1663 года, когда город перешёл в руки голландцев. В 1814 году Голландия уступила Кочин Британии.
1 ноября 1967 года была образована муниципальная корпорация Кочин, объединившая муниципалитеты Эрнакулама, Маттанчери, Форт Коччи.

Вышли на станции Эрнакулам рано утром.  До форта  Кочин, можно было добраться  через мост или на пароме через пролив.  Добирались на пароме.
паром до форта Кочин
Наш отель был в самом центре форта на туристической улице Princes Street.
Princes Street
В Керале было очень жарко и влажно, ветра почти не было. Погуляли по форту, по набережной среди китайских рыболовных сетей
китайские рыболовные сети
пешком сходили в другой район острова Маттанчери в старинный еврейский квартал. Старая часть города, которую называют Маттанчери, сформировалась в колониальную эпоху. В старом квартале сохранилось много домов колониальной постройки

старинная синагога
еврейский квартал
Коччи
графити
гуляем по Коччи
на завтра у нас была запланирована поездка в горы, Западные Гаты в город Мунар, туда, где чай выращивают.

17, 18 января Мунар – горы Западные Гаты – чайные плантации.
Мунар расположен в западных Гатах, почти на границе штатов Тамил Наду и Керала. Он  был когда-то летним курортом  бывшего британского правительства в Южной Индии
Вещи оставили в отеле, выехали рано утром налегке,  на местном рейсовом автобусе,  который  очень скоро заполнился людьми очень плотно. Часть  автобуса, расположенная рядом с креслом водителя, предназначена только для женщин. Там мы и разместились. В автобусе были в основном местные жители, пара шведских туристов  и семейная пара из Польши, женщина хорошо говорила по-русски.

Ехали 5 часов по нескончаемому  мегаполису, мимо демонстраций с красными флагами
по дороге в Мунар
по горам мимо чайных плантаций и огородов.  Иногда, на обочине видели из окна группы лангуров.

Лангуры – это  очень интеллигентные обезьяны, угощения берут из рук очень аккуратно, никогда не пытаются на тебя напасть, в отличии от агрессивных красномордых макак резусов.

Прибыли вечером, мест свободных в отелях не было. Сегодня в Мунаре проходил христианский фестиваль. Из громкоговорителя очень громко звучали псалмы на мелодии индийских мантр. Около церкви собрались люди, часть из них была одета как очень почитаемый в Гоа и Керале иезуитский монах Франциск Хавьер.
мунар
Рядом с церковью  висели плакаты с Марксом, Энгельсом , Лениным и ещё каким то индийским товарищем. Местный депутат в роскошном белом костюме с тигром за спиной с плаката призывал голосовать только за него.
Мунар
Свободный номер я нашла в отеле посреди продуктового рынка, номер маленький, с горячей водой с видом на скотный двор и грязную речку – 800 рупий за двоих.
18 января. На главной улице у церкви среди множества рикшей - экскурсоводов сторговались за 700 рупий на экскурсию к горной станции на целый день.

Ехали мимо холмов, поросших чайными кустами, огороженных  проволокой от любопытных туристов, мимо огромных деревьев с гнёздами диких пчёл.
дикие пчёлы
чайная плантация

дорога по горам

сборщица чая
Остановились в роще в лагере слонов, кататься не захотели, очередь из индийцев была очень большая.
лагерь слонов
На плотине на мосту через горное озеро попали в долгую пробку. Два больших туристических автобуса не могли разъехаться на узком мосту. Притёрлись друг к другу бортами на расстоянии пары сантиметров.
пробка на мосту
горное озеро
Дорога поднималась всё выше, пейзажи становились всё красивее. Всё постепенно погружалось в туман. Когда мы достигли верхней точки горной станции, из-за тумана ничего не было видно в двух шагах, а мы хотели полюбоваться видом на горы - западные Гаты.  Побродили по горе, как ёжики в тумане и отправились в обратный путь.
горы
туман на горной станции
Вернулись вечером , погуляли по городу. Христианский праздник продолжался, всю ночь не умолкали звуки фейерверков.

Мунар – маленький городок в Западных  Гатах, зимой ночью довольно прохладно,  повсюду торгуют местным чаем, специями и домашними шоколадными изделиями, которые оказались не очень шоколадными.

Я пообедала в местной  дхабе на базаре рядом с отелем. Посетителей было очень много, в меню были блюда из мяса, соус к ним приносили прямо в вёдрах для всех желающих. Со мной за столом ели 2 индийские женщины. Они руками смешивали у себя на тарелке рис с подливой и всю эту полужидкую смесь так же руками отправляли в рот. Выглядело не очень аппетитно. Над нами в отверстии на потолке столовой шевелился полосатый кошачий хвост.

19 января. Дорога в Кочин.
Утром выселились из отеля, первым рейсом отправились в обратный путь. Ехали пять часов.

Прибыли на автостанцию в Эрнакуламе, оказалось для того, чтобы попасть в форт Кочин надо сначала  найти другую автостанцию или автобусную остановку, с которой отправляются городские автобусы в форт. Я недолго постояла в растерянности на платформе, как тут же нашёлся помощник. Какой то индиец вызвался довести нас до места. Он совершенно бескорыстно шёл с нами несколько кварталов, ехал с нами на автобусе несколько остановок за свой счёт, от денег отказался, помогал остановить нужный автобус.
Водители автобусов не останавливались, когда видели меня с большим рюкзаком. Пришлось спрятаться за угол, чтобы усыпить их бдительность.

Люди в Керале очень добрые и отзывчивые, не дадут пропасть и заблудиться.

В автобусе познакомились с гуцульским Румыном, имеющим украинские корни, общались с ним на плохом английском.  Он только что прилетел в Индию и  удивлением смотрел на мою тёплую толстовку в жарком Кочине. Оказалось, он тоже читал роман «Шантарам». Поделились впечатлениями.

Заселились в тот же отель, только этажом выше в номер с окном, которое на это раз выходило не в кладовую, а на лестницу. Было очень жарко, влажно и душно – настоящие тропики. Захотелось вернуться в прохладные горы.

20 января. Кочин. Экскурсия на лодке по керальским заводям.
Заводи Кералы — цепь солоноватых озёр и лагун, протянувшаяся вдоль побережья Аравийского моря.

Ира решила не ехать на экскурсию, а поискать пляж в Кочине,  чтобы ещё раз искупаться в океане в наш крайний день на побережье.

Экскурсию я приобрела в турагентстве накануне. Выехали рано утром. Русскоязычных туристов кроме меня в группе не было, были  только граждане Аргентины, Испании и Германии.
На микроавтобусе отъехали не очень далеко от Кочина. Мы плыли на двух узких плоскодонках по каналам между деревень расположенных в пальмовых рощах.
Керальские заводи
Аргентина плывёт
Местные жители занимались своими хозяйственными делами, стирали, мылись, чистили зубы в мутной воде канала, тут же плавали утки, по берегу ходили куры, никто не обращал внимания на нашу флотилию. Только один мальчик просил, чтобы мы ему кинули ручку. Аргентинец отдал ему свою.
жители заводей
водные процедуры
В одной из деревень высадились на берег, побродили по саду, где росли специи - чёрный перец, мускат, корица и др. Местный огородник показал нам, как растёт орех кешью, оказалось,  на нём нет скорлупы, и он растёт как нарост на чём - то похожем на красное яблоко. Мы посмотрели, как из кокосовой копры изготавливают прочную верёвку.
плетение верёвки из кокоса
мускатный орех
Продолжили путь на большой плетёной лодке по озеру. Пообедали керальской едой на банановых листьях. Угостились брагой из кокоса. Наш крестьянский экскурсовод тоже угостился и ещё взял с собой бутылку в дорогу, рассказал нам, что после этой браги он обычно танцует, а потом идёт спать.  Вот какие весёлые и не агрессивные  в Керале  пьяницы.
плетёная лодка
лодочник
Вернулась вечером. Ира всё это время купалась на индийском пляже среди водорослей, взбудоражив местных индийцев, так как не часто они видят девушку в купальнике. Индийцы купаются всегда в одежде.
инсталяция из пластиковых бутылок на пляже
В номере пришлось побороться с гигантским тараканом, которого невозможно было убить ногой.  Его размеры были вполне соизмеримы с моей обувью, говорят они ещё и летать могут. Пришлось вылить на него стакан кипятка. Таракан высоко подпрыгнул, перевернулся на спину и укатился под кровать, пришлось ещё добавить кипятка. Ужас!!!
Вечером на закате, гуляя по набережной у китайских рыболовных сетей, я оказалась в центре рыбного аукциона. Рыбацкие лодки возвращались с уловом, который тут же продавали в местные рыбные рестораны.
вечером на набережной
рыбный аукцион
Я стояла среди корзин с большими кальмарами с грустными человеческими глазами.
кальмары
Один рыбак отвёл меня за руку посмотреть на тунца и барракуду.
барракуда
Вечером пыталась найти рикшу, который отвёз бы нас в аэропорт в 4 утра, но все отказывались ехать в такой ранний час даже за 1000 рупий, заявляя, что ночью они всегда спят. Пришлось заказать такси в агентстве.

До свидания Керала – страна добрых людей и гигантских тараканов !!!

21 января. Самолёт в Дели.
Ночью такси немного опоздало, рикшей в Кочине, действительно, на улицах не было, никого на улицах не было, только стаи бездомных собак бродили в переулках.  До аэропорта добирались около часа, вылетели без задержек.
В Дели прибыли утром. Самолёт заходил на посадку в таком густом тумане, что пока колёса не коснулись земли, я думала, что мы всё ещё высоко в небе. Мне говорили, что в Дели бывает холодно только 2 недели в году, но мы путешествовали по Индии почти месяц, а когда вернулись, был такой же холод.

Отель нашли в стороне от Мейн базара на очень колоритной индийской улочке, совсем рядом с жд вокзалом. Номер был тёплый  с горячей водой, обошёлся нам всего 800 рупий за 2х человек.
Дели, Пахаргандж
22 января. Поездка в Агру.
А́гра — город на севере Индии, в штате Уттар-Прадеш. С 1528 по 1658 был столицей империи Моголов. Туристы едут сюда , чтобы посмотреть прекрасный Тадж - Махал - сооружение времён эпохи великих моголов. Агра, как и Дели, находится на берегу реки Ямуны.

Выехали рано утром.  Через три часа мы были на месте. Агра встретила нас дождём. Гулять под дождём совсем не хотелось, и мы решили взять такси. У киоска припейд такси(заранее оплаченного такси) нас перехватил молодой рикша по имени Иллам и предложил экскурсию по Агре на целый день.
Сторговались с ним за 700 рупий, он даже пообещал нам дать зонтик во временное пользование, но так и не дал.

Программу обещал очень обширную, мы должны были посмотреть форт Агры, мини Тадж  Махал – Бибика Макбара, Тадж Махал.
Бибика Макбара - мини Тадж Махал
Мы так же попросили его проехать на другой берег реки Ямуны, чтобы от туда сфотографировать Тадж  Махал.  Дождь всё не заканчивался, небо затянуло плотными серыми облаками.
Агра, дождь
У форта нас атаковали агрессивные продавцы сувениров. В такую погоду они торговали только зонтами. Я купила у них зонт за 300 рупий. А Ира решила, что обойдётся без него.
Форт Агры оказался очень красивым и ухоженным, точно такой же форт в Дели не был в таком хорошем состоянии.
форт Агры
Агра. форт,дождь
Погуляли по галереям и внутренним дворикам.  В одном из залов сидели, тесно прижавшись,  друг к  другу макаки - резусы. Сидели молча, не двигаясь, было холодно.
макаки  греются
Мини Тадж  Махал был совсем не большим, там мы не на долго задержались. Съездили на другой берег Ямуны. К берегу реки подойти не удалось, подходы к реке были огорожены колючей проволокой.  Тадж Махал со всех точек был прекрасен.
Тадж Махал, вид с другого берега Ямуны
На обед остановились в семейном ресторане с лимонным деревом во дворе, украшенном ёлочными игрушками. Дождь лил, Ира промокла, Иллам предложил нам выпить немного местного рома Олд Монк, чтобы согреться, денег за это не взял.
Lemon tree
После обеда долго гуляли по Тадж Махалу, который был великолепен в любую погоду, по белоснежной площади ходило много людей в белых бахилах с одинаковыми чёрными зонтами, отражаясь в мокром мраморе.
Тадж Махал, дождь

Наш поезд прибывал поздно вечером, гулять под дождём в мокрой одежде не хотелось. Мы вернулись в ресторан к лимонному дереву и продолжили нашу вечеринку с индийскими песнями, долгими разговорами про жизнь, про карму и про чакры.

Наш скоростной экспресс опоздал на 4 часа, в Дели вернулись под утро, за несколько часов до самолёта Дели -  Алма-Ата.

23 января.  Ира улетает домой.
Сегодня мы с Ирой попрощались, я проводила её в аэропорт.  Моё же путешествие всё ещё продолжалось.
метро линия аэропорт-нью Дели
Из аэропорта я вернулась в Пахаргандж,  заселилась в отель в узкой не туристической улочке.
Маленькая комнатка обошлась мне в 500 рупий,  здесь мне даже выдали по моей просьбе постельное бельё. Оно было очень серым и мокрым, как будто его стирали в реке Ямуне и сушили, расстелив на дороге. Я выразила своё негодование, отельный менеджер засмущался, открыл сейф и выдал мне комплект нового в упаковке белоснежного белья. Такой роскоши в Дели я ещё не видела!!! Вечером мальчик принёс мне целых 2 ведра горячей воды!!! Наверное, белые туристы не частые гости в этом отеле.

На улице было многолюдно, женщины торговали глиняной посудой, дети играли с собаками, подростки позировали мне с удовольствием, нарядные музыканты ожидали свадебной церемонии. Весело и колоритно.
уличная торговля посудой
школьники
свадебные музыканты
собаки спят на повозках
В Дели собаки спят на повозках, кошки на мотоциклах, и только люди на земле.

24 января. Самолёт Дели - Калькутта – Бангкок.
Рано утром я выселилась из отеля и на метро поехала в аэропорт. Обычное метро ночью не работает, но линия метро жд вокзал Нью Дели - Аэропорт имени Индиры Ганди терминал 3, начинает работать уже в 4.30 утра.

В аэропорту у стойки регистрации меня ждал сюрприз, мой рейс отменили, сказали, что посылали мне смс на телефон с этой информацией, но я ничего не получала. Выдали мне новый билет на следующий день.
Стыковка рейсов в новом билете предполагала, что я вместо 2х часов, целый день проведу в Калькутте. Прекрасная возможность для меня познакомиться с новым городом в Индии.

25 января Калькутта.
Кальку́тта (с 2001 года официальное название — Ко́лката) — город на востоке Индии, столица штата Западная Бенгалия. Калькутта была столицей всей Британской Индии вплоть до 1911 года.

Оставив рюкзак в аэропорту, я села в первый подошедший автобус и поехала.  Автобус шёл на жд вокзал, который находился где то не далеко от центра.
мост через реку Хугли
улицы Калькутты
Планов путешествовать  по Калькутте у меня не было, поэтому я не составила подробный маршрут заранее.  Решила съездить к дворцу королевы Виктории, а дальше будет видно. Дворец был очень красивый, очередь за входными билетами была бесконечной.  Пока я сомневалась, стоит ли мне заходить вовнутрь, ко мне подошёл полицейский и провёл меня к кассе без очереди.  Никто из окружающих не возмутился.
дворец королевы Виктории
во дворце
Я в потоке нарядной толпы зашла во дворец. Я часто слышала о нищете и грязи этого города, но здесь я увидела много красивых женщин в очень дорогих сари, они были совершенно разные с изысканной отделкой, ни одно из них, ни разу не повторилось.
бенгальские девушки
нарядная толпа
Сегодня был праздник Сарасвати - Пуджа в честь богини мудрости - Сарасвати. На улице перед  дворцом  все желающие катались на разукрашенных каретах, угощались сладостями.
карета у дворца
Под деревом три  бенгальских трансвестита  кокетливо улыбались мне.  Трансвеститы в Карнатаке были гораздо симпатичнее и изящнее этих пузатых  мужиков в сари.
По дороге во дворец, когда мы ехали через реку Хугли, я видела на берегу гаты. Гаты -  это ступенчатые берега реки, построенные для ритуальных целей, индусы на них совершают подношения богам. Я решила дойти до них пешком.
Гаты на реке Хугли
Шла долго, мимо полей для гольфа, по красивым улицам с немного обветшавшими зданиями, времён британской колонии, через большие площади мимо старинных трамваев.
арт деко
улицы Калькутты
уличная еда, лапша, рис, овощи
уличный музыкант
еда из гороха
мать Тереза жила в Калькутте
старинный калькутский трамвай
парковая зелёная скульптура
Калькутта
Гаты располагались  под железнодорожными путями городской электрички. На ступенях, у воды, молились, мылись в реке Хугли, тут же набирали воду в канистры, мужчины стригли волосы. Уличные костоправы делали массаж мужчинам в набедренных повязках.

массаж с элементами остеопатии
река Хугли
городская электричка на берегу
Десятки нарядных статуй богини Сарасвати топили в реке. Разукрашенные статуи выглядели очень красиво, несмотря  на то, что их изготавливают из простого ила и соломы. После покраски они выглядели как изделия из керамики.
Сарасвати пуджа - праздник богини мудрости Сарасвати.
Играла музыка,  продавали сладости, на набережной гуляла нарядная молодёжь.
праздничные гуляния на набережной
концерт на набережной
Поток богинь  у реки всё не кончался, их подвозили на такси и грузовичках. Каждая семья в этот день покупала статую большую или маленькую, в зависимости от достатка семьи. В Калькутте есть целый квартал ремесленников – район Кумар Тули. Здесь весь год изготавливают статуи многочисленных индуистских богов и не только. На автостанции я видела, продавца со связкой фигурок пятнистых оленей, сделанных на скорую руку.
олени из ила и соломы
автостанция
Наступил вечер, на набережную вышли толпы нарядных  калькуттцев,  полюбоваться красивым закатом над рекой Хугли.
берег реки Хугли
Я решила, уже что пора на такси добираться до аэропорта.  День был праздничный, водители просили 700 рупий за дорогу. Реальная цена за поездку на такое расстояние была 250 рупий. После отчаянной торговли договорились  за 300 рупий. Водитель такси не говорил на  английском, и я не была уверена, в тот ли аэропорт он меня везёт.
В Калькутте многие люди не говорят ни на английском, ни на хинди, а только на бенгальском языке.
Ехали мимо ремесленных районов, до которых я не успела дойти пешком, только из окна машины я увидела местную  калькуттскую достопримечательность – людей рикш. Их ещё называют – люди кони, такой вид транспорта в Индии сохранился только здесь.
Вот такой насыщенный впечатлениями получился мой крайний день в Индии. Благодаря отмене рейса, я познакомилась с этим замечательным бенгальским городом и его добрыми жителями.

Моё путешествие продолжается, я лечу в Бангкок  в компании оранжевых буддийских монахов, заполнивших почти весь салон аэробуса, новая страна, новые люди ждут меня впереди, но это уже другая история…